Тема:

Ментальная арифметика – модный тренд или новый уровень образования?

Ментальная арифметика — это многоуровневая система счета, которую дети осваивают с помощью главного инструмента – абакуса. Переходя от уровня к уровню, дети учатся проводить подсчеты сначала на нем, а потом уже в уме. Они представляют абакус, и в уме же выполняют вычисления. Счеты, или абакус, появились более 5 тыс. лет назад в Древнем Китае. Родиной же самой ментальной арифметики считается страна восходящего солнца – Япония, где абакус прижился с 16 века. Примечая эффективность метода, мудрые японцы к 20 веку разработали целую систему тренировки мозга при помощи абакуса. Сегодня умение ментально считать широко распространено в Германии, многих странах Азии, Канаде и США.

Чем же так полезна ментальная арифметика, что многие современные родители, если еще не записали своего ребенка на занятия, то хотя бы раз об этом задумывались.
Развивает воображение и логику. Давайте разберемся, за счет чего это происходит. Дети начинают обучение, считая на абакусе. Постепенно образ абакуса закрепляется в голове ребенка. И вот тогда уже ребенок может считать ментально , представляя абакус с помощью своего воображения и считая на воображаемых косточках.
Развивает оба полушария мозга. За счет чего это происходит? Вычисления — это логичные, рациональные действия, то есть, задача для левого полушария мозга. А воображение и креативное мышление — это уже работа правого. Считая ментально, ребенок сначала задействует левое полушарие, получая числовую информацию. Затем в работу включается правое полушарие, и числовая информация переводится в картинку. Ребенок же производит вычисления на воображаемом абакусе. Говоря ответ на задание, ребенок опять задействует левое полушарие. Постоянное переключение между двумя полушариями во время ментального счета не только гармонично развивает их, но и укрепляет нейронные связи.
Улучшает память. На занятиях ментальной арифметикой нужно много запоминать. Это и новая техника, и формулы для вычислений, и представление чисел на абакусе. Все это активно тренирует память. Кроме того, на занятиях мы используем большое число дополнительных заданий, тренирующих память ребенка.
Тренирует концентрацию внимания и упорство. Такая необычная и достаточно сложная техника вычисления требует полной сосредоточенности, поэтому ребенок с самого первого занятия тренирует выдержку и силу воли для достижения результата. Он учится терпению и упорству. Согласитесь, это важные качества в нашей современной жизни.
Развивает математические способности. Этот пункт стоит в конце списка, поскольку ментальная арифметика — это не про математику. Но все же курс основан именно на математических вычислениях и существенно облегчит ребенку процесс обучения математике в школе.
«Отлично!» — скажете Вы. Но прежде чем бежать покупать абакус и записывать свое чадо на занятия, надо достать и ложку дёгтя из этой большой бочки меда.

Во-первых, для занятий ментальной арифметикой есть возрастные ограничения. Начинать такое обучение обычно рекомендуют с 4 до 12 лет – именно в этом возрасте идет активное формирование нейронных связей головного мозга. Но по опыту занятий с дошкольниками, мы можем сказать, что и 4 года — это слишком рано. Да и пятилетнего ребенка стоит вести на занятия ментальным счетом только тогда, когда он может писать и узнавать числа от 1 до 5. Верхний возрастной потолок ограничен 12-тью годами – возраст, в котором происходит окончательное формирование мозга человека. По нашему опыту, занятия с детьми более старшего возраста будут уже не столь эффективны.

Во-вторых, ментальная арифметика не оказывает помощи там, где требуется логика и абстрактное мышление. Потому, если Ваши ожидания связаны с большим математическим будущим вашего ребенка, то точно не стоит возлагать надежды на занятия ментальным счетом. Единственное, что поможет на уроках математики — это умение быстро считать.

В-третьих, ребенка можно перегрузить. Уважаемые родители, посмотрите внимательно на плотный график своих детей. Освоение ментальной арифметики — это интеллектуальный труд, который подразумевает помимо занятий еще и ежедневное обязательное выполнение домашних заданий. Перегрузки очень негативно сказываются на психическом и физическом здоровье ребенка. В погоне за модой, записав ребенка на очередные занятия, Вы, сами того не желая, можете включить у него автоматически срабатывающую систему предохранения – ваш ребенок потеряет мотивацию к обучению и интерес к новым знаниям. Поверьте, в нашей практике такие случаи были не раз.

В-четвертых. Занятия ментальной арифметикой подходят не всем детям. Ребенок, которому это не интересно, не сможет и не захочет усвоить такие занятия в полном объеме. А если мы будем его принуждать и водить насильно, то все это скажется и на процессе обучения в школе. Ведь на занятиях школьной математикой простые математические действия будут напоминать ему о ненавистных часах со счетами и методике под названием «ментальная арифметика». Если Ваш ребёнок наотрез отказывается заниматься ментальной арифметикой, не стоит отчаиваться, ведь для тренировки детского мозга ещё существуют шахматы, ребусы и кроссворды.

В-пятых. Ментальная арифметика не подходит для домашнего обучения. Научить ребёнка этому дома не получится – слишком всё трудно, если, конечно, вы не преподаватель менара. И кроме того, мама должна оставаться для своего ребенка мамой.

Взвесив все «за» и «против», можно с уверенностью сказать, что ментальная арифметика – это удивительная методика, которая действительно творит чудеса. Но, как и в любом другом деле, особенно когда это касается воспитания и развития детей, необходимо знать меру и применять ноу-хау исключительно в интересах ребёнка и согласно его способностям. Занимайтесь развитием ваших детей, учите их узнавать что-то новое, но не перегружайте их и не заставляйте заниматься насильно. Тогда любые занятия пойдут во благо. Академия Ростум рекомендует!