Тема:

Детская агрессия. Что делать?

Сейчас родители часто жалуются на агрессивное поведение своих детей.
Из опыта общения с такими семьями можно выделить три группы детей, проявляющих агрессивность в поведении:

 1. Дети, которые используют агрессию как средство привлечения внимания, получение эмоционального отклика от других. Они, как правило, ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат. Их агрессия мимолетна, ситуативна и не отличается особой жестокостью; враждебность быстро сменяется дружелюбием.

 2. Дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели. Положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. Среди всех форм агрессивного поведения у таких детей чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания.

 3. Дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Они отличаются жестокостью и хладнокровием. Часто такие дети выбирают жертву – более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность.

Таким образом, детская агрессивность может проявляться по-разному, но причин у неё не много – нехватка внимания со стороны значимых для ребенка людей или проявление агрессии по отношению к ребенку его ближайшим окружением.
Что же делать, если ситуация обострилась? Вам поступают жалобы из детского сада, школы, от родителей сверстников, Вы сами сталкиваетесь дома с такими выпадами со стороны ребенка. Важное правило: посмотрите на себя критически, проверьте, правильно ли вы обращаетесь с ребёнком.

Вот несколько практических рекомендаций, как вести себя с ребенком, когда он проявляет агрессивное поведение:

1. Старайтесь избегать крика и наказаний, сразу реагируйте на агрессивное поведение: мягко и плавно сдерживайте его физическую агрессию (подойдите к ребенку со спокойным видом, без раздражения и злости, молча обнимите его, можно слегка погладить по рукам, спине, можно прижать его к себе).
2. Не заводите никаких разговоров и дождитесь, когда ребенок слегка успокоится, поскольку период успокоения является наиболее эффективным способом изменить плохое поведение. Только после этого можно обсудить сложившуюся ситуацию.
3. После успокоения можно обсудить сложившуюся ситуацию. Старайтесь не только объяснить, что ребенок сделал не правильно, но и вместе найти альтернативное решение, предложить новое поведение.
4. Подчеркните, что добились Вы этого вместе, что Вы всегда рядом и готовы помочь.

Следующие рекомендации помогут Вам постепенно предотвратить вспышки гнева, агрессии у ребенка.
Их можно назвать правилами общения с целью коррекции агрессивного поведения ребенка:
1. Покажите ребенку, что вы его любите и цените (не обязательно ждать повода, можно просто погладить его по голове, когда он чем-то занят; улыбнуться, сказав: «Какой ты у меня хороший!» и т.д.). Любые неожиданные проявления любви будут полезны.
2. Хвалите ребенка, обращая его внимание, что он доставил Вам массу положительных эмоций (Например: «Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом»).
3. Когда хвалите ребенка, обращайте внимание на те качества, которые помогли ему сделать хороший поступок (Например: «Я знала, что ты добрый и любишь своего брата, поэтому и помог ему с уроками!»)
4. Установите разумные правила поведения. Нельзя всё время всё запрещать, но нельзя и всё разрешать. Ребенок теряет чувство меры.
5. Заведите семейные ритуалы и традиции. Например, важный ритуал – ежедневный совместный ужин, во время которого ребенок ощущает семью как единое целое.
6. Иногда требуйте, чтобы ребенок отказался от своего желания. Если ребенок не научен уступать, реакция его всегда агрессивна. Очень важно, чтобы он научился терпеливо ждать исполнения своих желаний и требований. Причем, необходимо заранее нацеливать ребенка на те его внутренние возможности, которые позволят правильно реагировать на отказ от реализации его желания (требования). Например: «Сегодня я не могу купить тебе эту игрушку. Думаю, что через 2 недели к твоему дню рождения мы с папой тебе её купим. А так как ты очень терпеливый и настойчивый, ты сможешь подождать. Помнишь, ты ждал 2 часа, пока мы с папой тебе собирали вертолет Лего!»

Регулярное использование этих правил поможет Вам изменить поведение ребенка и сделать Ваше общение с ним и его общение с другими приятным.

Желаю успеха, кандидат психологических наук, психолог-эксперт Академии Ростум
Богатырева Ольга Владимировна