Тема:

"А как же социализация?!" или самый больной вопрос семейного обучения

Как детей раньше пугали серым волком, так родителей, которые присматриваются к семейному образованию, пугают социализацией.

Для начала заглянем в словарь. «Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе».
Любой здравомыслящий человек понимает, что сама по себе жизнь есть бесконечный источник социализации и процесс обучения. Ребёнок, находящийся на семейном обучении, получает знания и умения, которые ему пригодятся в жизни абсолютно из разных мест.

Это и:
- семья (этот институт мне видится всеобъемлющим);
- библиотеки (современные библиотеки, детские в том числе, очень атмосферны. Теперь это не только место, где можно взять книги. Здесь можно читать, заводить новые знакомства, посещать мастер-классы и кружки, играть в настольные игры и т.д.);
кружки и секции. Если речь идёт именно о социализации, есть смысл поискать такие секции, в которых дети не просто занимаются и уходят домой, а имеют возможность общаться, делиться впечатлениями, учиться у старших и учить тех, кто младше или только присоединился;
- площадка во дворе, в парке, на стадионе. Это тоже отличное место с разновозрастной «аудиторией», хотя все чаще приходится слышать от родителей, что дворы пустуют, а дети в это время проводят время дома перед гаджетами. В конце концов вспомните себя в детстве: нам не нужно было кого-то дожидаться, мы просто выходили на улицу. И без друзей не возвращались;
- работа родителей. Если у вас есть возможность, приобщайте подросшего ребёнка к рабочим делам, объясняйте, как и что вы делаете, рассказывайте суть процессов. Такие навыки никогда не бывают лишними и уж точно так или иначе пригодятся во взрослой жизни;
гости. В гости можно ходить, а можно приглашать к себе. Пусть это будут другие дети, друзья семьи, родственники. Такие походы всегда дают кучу впечатлений;
спортивные и летние загородные лагеря. Сейчас лето, они как раз работают;
парки отдыха, роллердромы, бассейны, стадионы, катки и т.п.
Это лишь примерный список, который вы и сами при желании можете расширить. В каждом из этих мест ребёнок будет социализироваться и учиться общаться с детьми разных возрастов, из разных семей и, возможно, социальных слоёв.

Таким образом, ни одна из социализаций не хуже школьной. Ведь по сути чему школа учит на самом деле? Примерно эти принципы можно сформулировать так:
1. Образованность — это способность быстро запоминать и воспроизводить информацию по щелчку. Наши дети в школах, начиная с 1 класса и до самого выпуска, по сути только и делают, что слушают учителя и учатся решать тесты. Получается такой непрерывный монолог учителя.
2. Прав тот, у кого сила. И власть. Все эти набившие оскомину «звонок для учителя» и другие догматы школы — как раз про это. А ещё про то, что вопросы решаются силой и даже травлей (у психологов даже есть на этот счет специальный термин — буллинг).
3. Несоответствие и инициатива наказуемы. Весь вечер провозился с докладом по истории, а одноклассники даже не вспомнили про домашку? Считай, зря потратил время. Придётся быть заодно со всеми, чтобы не подставить одноклассников. В противном случае тебя ждёт все тот же буллинг. Зато лжи и изворотливости научишься очень быстро. Полезные в жизни качества, не правда ли?
4. Лучше всего соглашаться. Здесь и пояснения дополнительные не нужны — см. предыдущий пункт.
5. В первую очередь вознаграждается точное повторение. Особенно актуально для начальных классов, когда неважно, насколько сложные задачи ребенок может решить: нет краткой записи — решение автоматически становится неверным.

По моим наблюдениям вопрос социализации хоумскулеров (детей, находящихся на семейном обучении) пугает родителей только в тот момент, когда они думают о семейном образовании. После перехода такие страхи, как правило, проходят.

Руководитель направления "Развитие интеллекта"
Ольга Юрьевна Печенова